Самоактуализирующаяся
личность по А.Маслоу:
1.
Самоактуализирующиеся люди объективны в своем восприятии и не позволяют
надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию,
самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в
других. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также
оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. С
высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди
более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей.
Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных
решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.
3.
Непосредственность, простота и естественность. Поведение
самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой,
отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает,
что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и
эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность
не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не
огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы.
Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей
от боли или несправедливости.
4.
Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности
без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой
работе, которую они считают важной. То есть они не эгоцентрированы, а скорее
ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей,
проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они
скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно
переживается ими как их определяющая характеристика. Маслоу сравнивает
поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: «работа и
человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят
друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок». Такой стиль жизни
означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это
позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.
6.
Автономия: независимость от культуры и окружения. Например, для истинно
самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна «правильная»
академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому
что у него есть он сам. В этом смысле он является «самодостаточным» организмом.
Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и
самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не
обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к
почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее
удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно,
достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал
ли человек в прошлом любовь и защиту от других.
8.
Вершинные, или мистические, переживания. Изучая процесс самоактуализации,
Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он
назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого
напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и
спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются
в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения,
открытия и слияния с природой. Такие люди могут «включиться» без искусственных
стимуляторов. Их включает уже то, что они живы. Они одновременно чувствуют себя
и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство
времени и места. По Маслоу, вершинные переживания, которые действительно меняют
человека, происходят, когда их заслуживают: «Человек пришел к инсайту после
года нелегкого лечения у психоаналитика; или философ, который в течение 15 лет
работал над какой-то проблемой, наконец увидел ее решение»
9.
Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены,
опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее,
роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее
желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление
выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.
11.
Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые
«демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей,
независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков
их возраст, профессия и прочие показатели статуса.